Верховный Совет РСФСР, действующего в период (1990.05.29 – 1993.10.04 гг.)

Изменение структуры Верховного Совета и роспуск

Согласно статьи 111 Конституции СССР в редакции от 26 декабря 1990 года в Верховном Совете СССР существовали две равноправные палаты: Совет Союза и Совет Национальностей, и обе они избирались Съездом народных депутатов СССР[10].

5 сентября 1991 года Съезд народных депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период»[11], радикально изменивший структуру органов власти[12]. Согласно этому закону, на переходный период Верховный Совет СССР трансформировался в высший представительный орган власти Союза ССР, состоящий из двух самостоятельных палат: Совета Республик и Совета Союза. В Совет Республик делегировались высшими органами государственной власти (Верховными Советами) союзных республик по 20 депутатов от каждой из них + по одному депутату от каждой автономии в составе делегации соответствующей союзной республики (из числа народных депутатов СССР и народных депутатов союзной республики). Каждая делегация имела один решающий голос. В Совет Союза делегировались народные депутаты СССР от соответствующих республик по согласованию с высшими органами власти союзных республик по тем же квотам, что и в Совет Союза Верховного Совета СССР первого [XII] созыва[11]. В части 1 статьи 8 этого закона было оговорено, что существующие «положения Конституции СССР действуют в части, не противоречащей настоящему Закону».

Совет Республик и Совет Союза Верховного Совета СССР по закону от 5 сентября могли совместными решениями вносить изменения в Конституцию СССР, принимать в состав Союза ССР новые государства, заслушивать президента СССР по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики, утверждать союзный бюджет и отчёт о его исполнении, объявлять войну и заключать мир.

Совет Республик принимал решения об организации и порядке деятельности союзных органов, ратифицировал и денонсировал международные договоры Союза ССР.

Совет Союза рассматривал вопросы обеспечения прав и свобод граждан СССР. Законы, принятые Советом Союза, вступали в силу после их одобрения Советом Республик.

На период до начала работы нового состава Верховного Совета сохранялись полномочия ранее избранного Верховного Совета и его органов[11]. Статус народного депутата СССР был сохранён за всеми депутатами на срок их полномочий, включая право депутатов на участие в работе Верховного Совета СССР и его органов[11].

18 октября Верховный Совет РСФСР принял постановление об утверждении состав делегации РСФСР в Совете Республик и о согласии с составом депутатской группы РСФСР в Совете Союза[13]. Однако, согласно части 2 статьи 1 Закона СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», принятие данного решения находилось в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку именно он, а не Верховный Совет, являлся высшим органом государственной власти РСФСР[14][15]. Возобновивший 28 октября свою работу V Съезд народных депутатов РСФСР не принимал решения о делегировании народных депутатов СССР и РСФСР в новый состав Верховного Совета СССР или об утверждении упомянутого постановления российского парламента[16].

Первая сессия Верховного Совета СССР нового состава начала работу 21 октября[12][17]. Председателем Совета Республик был избран народный депутат Казахской ССР Ануарбек Алимжанов, председателем Совета Союза — Константин Лубенченко. Были приняты временные регламенты палат[18][19], которыми установлены процедуры рассмотрения вопросов и принятия решений[12].

8 декабря руководителями России, Украины и Белоруссии было подписано Беловежское соглашение, в преамбуле которого констатировалось прекращение существования СССР. Соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР 12 декабря. Тогда же Верховные Советы Белорусской ССР и РСФСР отозвали членов Верховного Совета СССР, представлявших данные республики[20][21], в результате чего Совет Союза (нижняя палата Верховного Совета) лишился кворума[22], что было констатировано его председателем К. Д. Лубенченко на заседании 17 декабря[23]. На этом работа Верховного Совета СССР фактически была прекращена.

16 декабря Президиум Верховного Совета РСФСР постановил передать в ведение российского парламента все здания и сооружения, ранее принадлежавшие Верховному Совету СССР (в том числе жилые), лечебно-оздоровительные, медицинские организации и другие учреждения с их недвижимым и движимым имуществом, денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещённые в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях[24].

17 декабря группа оставшихся членов Совета Союза приняла заявление в связи с подписанием Беловежского соглашения и ратификацией его Верховными Советами России, Белоруссии и Украины[22], в котором объявила, что считает принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов, и заявила, что в случае дальнейшего осложнения обстановки в стране оставляет за собой право созыва в будущем Съезда народных депутатов СССР[12][25].

18 декабря Совет Республик заявил, что считает Соглашение о создании СНГ реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса, а также объявил о недопустимости антиконституционных действий по отношению к Верховному Совету СССР и президенту СССР[12][26]. В тот же день президент СССР Михаил Горбачев предложил провести после ратификации Беловежского соглашения остальными республиками (кроме прибалтийских республик и Грузии, которые не подписывали соглашение) заключительное заседание Верховного Совета СССР, который принял бы своё постановление о прекращении существования Советского Союза и передаче всех его законных прав и обязательств Содружеству Независимых Государств[27].

24 декабря председатель Совета Республик Ануарбек Алимжанов на заседании палаты выступил с заявлением о необходимости принятия решения о правовом порядке прекращения союзной государственности в связи с созданием СНГ[28]. Депутаты приступили к обсуждению соответствующих актов[29].

26 декабря сессия Совета Республик, из которой на тот момент не были отозваны только представители КазахстанаКиргизииУзбекистанаТаджикистана и Туркмении, приняла под председательством Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. В тот же день председатель Совета Союза Константин Лубенченко издал распоряжение № 141—Н, в котором говорилось об освобождении народных депутатов СССР от выполнения служебных обязанностей на постоянной основе в Совете Союза Верховного Совета СССР и в органах палаты со 2 января 1992 года[30].